Молитвословия о Царственном Доме Романовых
После принятия Русским народом Христианства в 988 году Русская Православная Церковь свыше тысячи лет, по апостольской заповеди: «Молю убо прежде всех творити молитвы, моления, прошения благодарения за вся человеки, за Царя и за всех, иже во власти суть, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте»(Тим., 2, 1-2); возносила к Богу молитвы о Благочестивейших Государях и о Их Царственных Родственниках. Страшный и трагический революционный 1917 год прервал эту священную традицию в смысле публичного поминовения Царственного Дома. Но, в действительности, молитва о Государях не может прекратиться никогда. Лишение политической власти, мучения, казни родных, разлучение с Родиной и другие беды и невзгоды не упразднили, но лишь закалили и очистили истинную суть царского служения Глав Дома Романовых – долг хранения идеи и традиций Богоустановленной Монархии в любых исторических условиях. И, несмотря на гонения, никогда не умолкала в устах архипастырей, пастырей и чад Русской Православной Церкви по всему миру молитва о Государях, несущих теперь Крест царского служения не на великом и блестящем престоле, а в горестном изгнании. Эта молитва верных людей – иногда совершенно тайная, иногда келейная, иногда в узком кругу – но не менее от этого сильная, больше всего помогла Императорской Семье выстоять и пронести свечу царственного первородства до наших дней.
Освободившаяся от гнета богоборческой власти, Русская Православная Церковь в лице своего Священноначалия уже начала возрождение публичного поминовения Царственных Особ. Священный Синод под председательством приснопамятного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в своем заседании 4/17 июля 1997 г., в день годовщины расстрела Царской Семьи, восстановил провозглашение на Божественной Литургии упраздненного в 1917 году прошения «Господи, спаси Благочестивыя и услыши ны», относящегося к Благочестивым Царям и Царицам (Журнал Московской Патриархии, 1997, № 8. - С. 14–16.). Это промыслительное решение имеет огромное духовное значение. Оно лучше любых заявлений, проповедей, статей и программных документов указывает на то, что Священноначалие нашей Церкви, уважая и признавая существующий общественный и политический строй, неукоснительно исполняя действующее законодательство, находя пути сотрудничества со светским республиканским государством, в тоже время, вопреки утверждениям некоторых внутренних и внешних сектантов и фанатиков, не отрекается от православного учения о Богоустановленности царской власти и от Дома Романовых, которому на вечные веки поклялись на Кресте и Евангелии в верности наши предки на Великом Поместном Церковном и Земском Соборе 1613 года.
Время для всецерковного восстановления повсеместного и постоянного поименного поминовения Императорской Семьи еще не пришло. Но нет и не может быть никаких канонических препятствий для правильного традиционного поминовения Главы и Членов Российского Императорского Дома келейно, а в особые дни – во всеуслышание в храмах: когда празднуются Дни Тезоименитств и Рождений ныне здравствующих Августейших Особ, когда они посещают монастыри и храмы на Родине, когда отмечаются памятные даты, связанные с Династией. Таковое поминовение совершалось и совершается, в том числе в присутствии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (и блаженнопочившего Алексия II, и Кирилла I) или по его благословению, а также во время архиерейских и обычных Богослужений, в России и за рубежом.
Для облегчения нахождения священнослужителями и мирянами традиционных форм Богослужебного поминовения Главы и Членов Царственного Дома в достодолжных случаях мы помещаем на сайте чинопоследования Богослужений и молитвословий в той редакции, в какой они опубликованы в церковных книгах дореволюционного издания.
Разумеется, открытое поминовение Благочестивейшей Благоверной Государыни Великой Княгини Марии Владимировны и Членов ее Августейшей Семьи на Богослужениях должно совершаться без какого бы то ни было политического подтекста, исключительно в духе взаимной любви, согласия и сыновнего послушания архипастырям и пастырям. Если кто-либо из желающих совершения Богослужения по Царскому чину встретится с непониманием, неведением или равнодушием, он ни в коем случае не должен ни с кем вступать хотя бы в малейший конфликт по этому поводу, но, продолжая молиться за Царственных Особ келейно, постараться собственным примером, искренним словом, христианским терпением и доброжелательностью убедить сомневающихся и заблуждающихся собратий в спасительности и Богоугодности возношения молений за Российский Императорский Дом Романовых.
|